Континент
/
Полезная информация
/
Статьи, интервью и публикации
/
Неправомерность корректировок таможенной стоимости

Статьи, интервью и публикации

Неправомерность корректировок таможенной стоимости

Лазарев Михаил Викторович, ведущий юрист Группы компаний «Континент»

Участие во внешнеэкономической деятельности, как и осуществление любой иной формы предпринимательской деятельности, заключает в себе большое число различных рисков. Одним из специфичных рисков внешнеэкономической деятельности является несение убытков в результате неправомерной корректировки таможенной стоимости товаров (КТС).

Для начала необходимо определиться, что такое таможенная стоимость товара. Конкретное определение данного термина на законодательном уровне может варьироваться в зависимости от того или иного метода определения таможенной стоимости. Поэтому будет целесообразно дать общее обозначение таможенной стоимости. Итак, таможенной стоимостью товара является стоимость товара, определяемая в соответствие с таможенным законодательством и используемая для определения величины таможенных платежей.

В соответствии со статьей 64 Таможенного кодекса таможенного союза (далее для удобства — ТК ТС) порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, предусмотрен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее — Соглашение от 25.01.08г.), а также Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее — Закон «О таможенном тарифе»).

Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. В Российской Федерации порядок вывоза регламентирован Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 "О Порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации".

В статье будут рассмотрены вопросы корректировки таможенной стоимости импортируемого товара, поскольку с определением и прозрачностью таможенной стоимости экспортных товаров, как правило, проблем не возникает.

Таможенная стоимость товаров согласно статье 64 ТК ТС определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, (в том числе при корректировке таможенной стоимости) - таможенным органом.

Если использовать терминологию Закона «О таможенном тарифе», то существует шесть методов определения таможенной стоимости товаров:

  1. метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  2. метод по стоимости сделки с идентичными товарами;
  3. метод по стоимости сделки с однородными товарами;
  4. метод вычитания;
  5. метод сложения;
  6. резервный метод.

 

Основным методом является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод). Для того, чтобы декларант имел возможность применить первый метод определения таможенной стоимости, необходимо соблюдение ряда установленных законодательством условий. Основное из них — документальное подтверждение стоимости товара.

Перечень необходимых документов установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также действующим на национальном уровне Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".

Данный перечень касательно первого метода заканчивается следующим подпунктом: другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Таким образом, получается такая ситуация, когда, с одной стороны, декларант должен, то есть установлена обязанность, а с другой стороны — декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости дополнительные документы, то есть установлено право декларанта.

Основными подтверждающими стоимость сделки документами являются: внешнеэкономический контракт, инвойс, спецификации и иные стоимостные приложения к договору, упаковочные листы.

На таможенные органы в соответствие со статьей 66 ТК ТС возлагается обязанность контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров. Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров установлен решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".

Контроль таможенной стоимости товаров представляет собой комплекс мер, осуществляемый с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

При этом таможенными органами применяется так называемая система управления рисками (СУР). Под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства, в данном случае — вероятность занижения таможенной стоимости товаров. Основой системы управления риском является эффективное использование имеющейся у таможенных органов информации о возможности возникновения того или иного риска. В вопросах корректировки таможенной стоимости — это, в основном, информация о стоимости идентичных или аналогичных товарах, ранее ввезенных и оформленных при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Таким образом, определенная декларантом (таможенным представителем) таможенная стоимость не является окончательной и подлежит контролю со стороны таможенных органов.

На основании статьи 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров.

В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки.

При проведении дополнительной проверки таможенный орган запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения. Конкретный перечень таких документов указывается в решении о проведении дополнительной проверки.

Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.

По результатам дополнительной проверки либо принимает таможенную стоимость либо выносит решение о ее корректировки, если обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.

Следует обратить внимание на то, что если декларант не предоставляет запрошенные документы и сведения либо не предоставляет объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении.

Очень важен тот факт, что если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки выпуска товаров, установленные статьей 196 ТК ТС, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров и выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом. Так называемый «условный выпуск».

Таким образом, институт контроля таможенной стоимости создан для того, чтобы обеспечить соблюдение импортерами таможенного законодательства, в т.ч. бороться с занижением таможенной стоимости.

Вроде бы все правильно и справедливо. Если занижаешь, то стоимость корректируют, а везешь «по-белому», значит законопослушный субъект предпринимательской деятельности. Но, к сожалению, как часто бывает, в правоприменительной практике законы толкуются и применяются не в том смысле, каким их наполнил законодатель. А если еще учитывать тот факт, что таможенные платежи составляют существенную долю российского бюджета, то ситуация становится более-менее понятной.

На практике же корректировка таможенной стоимости, как правило, осуществляется с грубым нарушением установленной процедуры, стоимостная информация системы управлением рисками искусственна, субъективна и не соответствует реалиям современного импортного рынка, таможенный контроль часто осуществляется лишь для того, чтобы формально соблюсти закон.

Очевидная неправомерность большинства корректировок просматривается на судебной практике. Так, Балтийская таможня проигрывает более 90% дел, связанных с обжалованием решений таможни по КТС.

Установленные таможенными органами профили риска, так называемые пропускные цены, не учитывают разнообразие и индивидуальность конкретной поставки. Складывается такая ситуация, когда полностью «белая» поставка попадает под риск (несоответствие стоимости поставки стоимостной информации по идентичным или аналогичных товаров, которую таможенные органы установили как минимальную, и все, что дешевле, должно быть откорректировано), что в результате ведет к корректировке таможенной стоимости. И это несмотря на то, что декларант даже и не думал каким-то образом скрывать реальную стоимость товара.

Для того, чтобы избежать процедуры корректировки некоторые импортеры искусственно пытаются завысить реальную стоимость поставки. Интересна реакция иностранных партнеров на такое желание российских импортеров: они, мягко говоря, считают это выходящим за рамки разумного.

Фундаментом неправомерности КТС является принятие таможенным органом решения о корректировки несмотря на предоставление декларантом всех необходимых для надлежащего подтверждения первого метода определения таможенной стоимости документов и формальный подход к самой процедуре корректировки.

Одними из самых распространенных нарушений при осуществлении корректировки таможенной стоимости являются:

  • фактическое несоблюдение последовательности методов определения таможенной стоимости
  • осуществление корректировки до окончания срока предоставления декларантом дополнительных документов
  • неприменение принципа максимального подобия сравниваемых товаров, в том числе принятие таможенными органами для определения таможенной стоимости товаров более высокой из двух альтернативных стоимостей.

 

Особо следует отметить, что таможенные органы зачастую принимают решение о корректировке даже несмотря на то, что декларантом были предоставлены все дополнительно запрошенные таможенным органом документы. Это свидетельствует о том, что соблюдение процедуры корректировки является только формальностью.

О запросе дополнительных документов следует поговорить отдельно. Дело в том, что таможенные органы часто злоупотребляют правом на проведение дополнительной проверки и запрашивают у декларанта документы и сведения, которых у него быть не может. Само собой разумеется, что декларант не сможет предоставить такие документы, что таможенным органам дает основания для корректировки таможенной стоимости в виду ненадлежащего исполнения декларантом запроса таможни. Так, например, таможня помимо прочего нередко запрашивает оригинал экспортной декларации с отметками таможенных органов страны вывоза товаров. Однако во многих иностранных государствах экспортная декларация оформляется в электронном виде и соответственно оригинала такой декларации не существует.

Отстоять правомерность определения таможенной стоимости по цене сделки импортеры могут в порядке обжалования решений и действий таможенных органов по корректировке таможенной стоимости: судебного и/или ведомственного.

Формально обжалование в вышестоящую таможню имеет определенные преимущества перед судебным.

Это более короткие сроки рассмотрения жалобы и принятия решения по ней. Вышестоящий таможенный орган обязан принять решение по жалобе в течение одного месяца со дня ее поступления. Данный срок может быть продлен не более чем на один месяц. Арбитражный суд рассматривает дело в течение трех месяцев, при этом судья может продлить данный срок до шести месяцев, если посчитает дело особо сложным.

Кроме того ведомственное обжалование предусматривает упрощенный порядок рассмотрения дела, если стоимость ввезенных товаров не превышает 1,5 млн. рублей. В данном случае жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом устно и решение выносится незамедлительно.

Однако указанные преимущества перекрываются отсутствием беспристрастности и независимости рассматривающих жалобу таможенных органов, а также известной позицией таможенной службы по вопросам корректировки таможенной стоимости.

Наиболее эффективным способом защиты своих прав является судебное обжалование решений и действий таможенных органов. Судебная практика в целом положительная для импортеров.

По нашему мнению, в ближайшее время не стоит ожидать улучшение ситуации в части соблюдения прав участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенными органами контроля таможенной стоимости, поскольку сегодняшняя позиция таможни зависит от федерального центра и, в целом, отражает внутреннюю политику государства.

В настоящее время таможенные органы пытаются снизить процент отрицательных для них решений. Но, к сожалению, такие попытки проявляются в многочисленных случаях отказа от исковых требований участников ВЭД в процессе разбирательств по тем или иным основаниям….

Участникам внешнеэкономической деятельности остается пожелать удачи в борьбе с незаконными решениями и действиями таможенных органов.

Размещено: 07.05.2012

Заявка на услугу
Политика конфиденциальности