Континент
/
Полезная информация
/
Статьи, интервью и публикации
/
Обзор рынка таможенных услуг: инновации и изменения.

Статьи, интервью и публикации

Обзор рынка таможенных услуг: инновации и изменения.

генеральный директор Группы компаний «Континент»

О развитии российского рынка таможенных услуг, его особенностях, предварительном информировании, электронном декларировании, а также собственных планах развития, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал  генеральный директор группы компаний «Континент»

- скажите пожалуйста, как вы относитесь к введению обязательного предварительного таможенного информирования, какие «плюсы» и «минусы» несет в себе эта процедура?

- Развитие предварительного информирования таможенных органов является существенным плюсом в ускорении процесса таможенного оформления при увеличении грузопотока. Налицо существенное сокращение сроков прохождения таможенного оформления транзита на границе: сотрудник таможни не тратит время на заполнение электронной копии транспортных документов, автомобиль проходит оформление на границе вне общей очереди. Другим преимуществом является простота работы - отправлять документы в рамках предварительного информирования можно с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, не требуется получения электронной подписи и подключения к ЭД-системе.  

- Пользуется ли ваша компания собственными решениями в области учета, отслеживания движения грузов? Какие преимущества у этих программ?  

- В зависимости от специфики, от различного рода нюансов, от традиций, от потребностей компании в разные периоды ее развития, конечно же, каждая компания пишет определенную программу под свои нужды и мы не исключение.  Много сил и времени было потрачено на то, чтобы написание этой программы учло все интересы, максимально затронуло возможные этапы движения груза, для того, чтобы можно было отслеживать и получать информацию вовремя, четко и быстро.  Кроме того, принятые в компании бизнес-процессы, степень ответственности назначенных лиц по заполнению этой программы, конечно же, являются определяющими в том, будет ли эта программа действительно функциональна, удобна для восприятия как заинтересованными лицами внутри компании, так и клиентами. В нашей программе, к примеру, реализовано информирование клиентов через электронную почту буквально по каждому изменению в датах по всем этапам движения груза: от планируемого до фактически подтвержденного, от момента забора груза до момента выгрузки его на склад клиента. Поэтому наши клиенты в режиме онлайн получают информацию также, как и руководство компании.  

- Дайте, пожалуйста, свою оценку системы электронного декларирования. Насколько она эффективна? 

- Изначально электронное декларирование товаров подразумевалось как несомненное облегчение процедуры таможенного оформления. Но при внедрении возникло много сложностей, связанных с несовершенным программным обеспечением, когда не могли формализовать в положенный вид большое количество документов, а также с тем, что на некоторых таможенных постах необоснованно требовались совместно с электронным видом деклараций все те же самые бумажные носители. В итоге приходилось делать двойную работу. Это, кстати, имеет место быть в некоторых случаях и сейчас.  Развитие удаленного декларирования  позволяет производить таможенное оформление на таможенном посту, расположенном во внутреннем таможенном органе при нахождении транспортного средства на пограничном складе временного хранения. Технология  удобна, но следует учитывать возможные технические сложности и сбои при обмене информацией по электронным каналам связи. Кроме того, в любой момент может сработать риск на дополнительные меры таможенного контроля в виде досмотра и очень часто это означает выезд на место проведения досмотра специалиста для дачи пояснений инспектору по грузу, находящемуся в транспортном средстве.   

Таким образом, электронное декларирование имеет свои положительные и отрицательные стороны, но положительных в сравнении с традиционной бумажной технологией гораздо больше.

Среди основных «минусов» я бы выделил такие, как слаборазвитая телекоммуникационная сеть. Это до сих пор вызывает задержки в пересылке пакетов информации между декларантом и таможенным постом. Другая отрицательная сторона – это высокие трудозатраты подготовительных операций при подготовке таможенной декларации по переводу документов в формализованный вид.
Среди положительных сторон - безбумажная система оформления, высокая скорость, полная прозрачность процесса, возможность проводить таможенный контроль в автоматическом режиме, возможность подачи электронной декларации в любой таможенный орган удаленно со своего рабочего места, первоочередность оформления электронных деклараций.

Таким образом, если рассматривать электронное декларирование как облегчение процедуры таможенного оформления так, как это было задумано и как это во многих местах уже работает,  то конечно же, это шаг вперед и внедрение этого способа декларирования можно оценить только с самой положительной стороны.  

- Вашей компании в этом году исполнилось 10 лет. С чего вы начинали? Расскажите, как развивался ваш бизнес? 

- Маленькая компания, которая начинает свой путь на рынке околотаможенных услуг, имеет как свои плюсы, так и свои минусы. К минусам можно отнести то, что ее еще не знают на рынке и она не успела зарекомендовать себя ни с какой стороны. Поэтому для многих, особенно крупных участников внешнеэкономической деятельности, новая неизвестная компания не является объектом внимания как возможного контрагента по той простой причине, что они не могут получить достаточно информации по качеству предоставляемых ею услуг.  «Плюсом» же здесь может служить то, что компания, только начинающая свой путь, имеет однозначную клиентоориентированность, индивидуальный подход к каждому клиенту. Малое количество сотрудников и небольшое количество клиентов заставляют работников этой компании абсолютно по-другому относиться к потенциальным клиентам, уделять им гораздо больше внимания, налаживать личное взаимодействие с ними, что, конечно же, является для них несомненным «плюсом». Наша компания - не исключение. Конечно же, мы тоже начинали именно с этого.   Дело в том, что  по мере увеличения клиентской базы, по мере увеличения количества сотрудников компании, увеличения спектра предоставляемых услуг, основной задачей стало сохранение клиентоориентированности, этот индивидуальный подход, чтобы наши существующие клиенты продолжали чувствовать достаточность внимания от сотрудников нашей компании, чтобы они продолжали чувствовать индивидуальный подход, чтобы бизнес-процессы, которые в связи с усложнением структуры развивающейся компании были прописаны таким образом, чтобы качество наших услуг ни в коем случае не страдало, чтобы информированность клиента при взаимодействии с нашим сотрудником была на самом высоком уровне.   Начиная с одного отдела, буквально с 5 человек, которые изначально занимались и ведением клиентов, и увеличением клиентской базы, и разработкой новых направлений, внедрением их в рамках нашей компании, мы развивались шаг за шагом. Через некоторое время компания стала предоставлять услуги по логистике, затем услуги по сертификации, была получена лицензия таможенного брокера, юридические услуги — все это является трудом большого количества людей, основной «костяк» которых в нашей компании работает еще с тех времен. Как генеральный директор я считаю огромным плюсом, что тот коллектив, который изначально подбирался, с помощью которого компания достигла всего, что она имеет сейчас — сохранился, и эти люди продолжают у нас работать уже порядка 10 лет.     Рынок таможенных услуг в нашей стране достаточно динамичен. Очень часто нам приходится сталкиваться с новыми вызовами, связанными с изменением законодательства, с тем, что руководство страны, Федеральной таможенной службы (ФТС) пытается внедрять новые концепции, которые кардинально «перетряхивают» сложившуюся к тому моменту структуру рынка. Тем компаниям, которые не могут достаточно быстро реагировать на подобного рода изменения, достаточно сложно существовать на этом рынке. Что касается нашей компании, то мы стараемся  адаптироваться под всевозможные рыночные изменения, рассматривая  их как новые ступени на нашем пути развития. Главным для нас на протяжении всей десятилетней истории остается стремление к предоставлению услуг самого высокого качества для наших клиентов.  

- Насколько за эти 10 лет изменилась отрасль? Стало ли легче или труднее работать?  

- За эти 10 лет данная отрасль изменялась кардинально и не один раз. Чего стоит только закрытие постов Московской таможни, попытка реализации концепции переноса таможенного оформления на границы, ужесточение контроля таможенной стоимости и многое другое. Я не могу сказать, легче или труднее стало работать, потому что, как бы там ни было, вместе с изменениями рынка менялась и наша компания. Кроме того, что мы постоянно росли, увеличивалась численность сотрудников компании, увеличивался спектр предоставляемых услуг, также менялись и бизнес-процессы. Проводился мониторинг, вводились изменения структуры компании для улучшения качества предоставления услуг, получения отчетности, скорости представления информации. На данный момент времени могу сказать, что свои сложности были в таможенном оформлении как 10 лет назад, так они остаются и сейчас. Единственно, можно отметить, что в связи с кризисом, который начался еще в 2008 году, и сейчас до сих пор не закончился, или можно даже сказать, вышел на новый виток, к сожалению, все-таки произошло серьезное ужесточение со стороны контролирующих органов, в первую очередь — таможенных органов в плане таможенного оформления. Но, тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее, а гипотетические и реальные сложности и угрозы нас не пугают.  

- В каких регионах вы работаете, какие услуги предоставляете? Какой штат сотрудников компании в настоящее время? 

- На данный момент времени группа компаний «Континент» представлена своими филиалами в нескольких регионах. Прежде всего, в Санкт-Петербурге, в котором находится центральный офис. В этом регионе наши сотрудники работают с Санкт-Петербургской таможней, также у нас есть подразделение, которое работает непосредственно с Балтийской таможней. Имеются Московский филиал, Мурманский филиал, Новороссийский филиал, Нижегородский филиал, Калининградский филиал, филиал в Ростове-на-Дону, Белгороде и Казани.   Спектр услуг, которые оказывают филиалы на местах, представлен, непосредственно, таможенным оформлением всех видов грузов по различным таможенным режимам. Далее, конечно же, это услуги по логистике как внешней, так и внутрироссийской. Транспортировка всеми видами транспорта: автомобильным, морским, железнодорожным, воздушным.   Мы также предлагаем доставку сборных грузов, консолидация которых может осуществляться на складах в Прибалтике (Литва) и в Финляндии (Котка, Хельсинки).   Юридическое сопровождение, которое подразумевает под собой подготовку внешнеэкономических договоров, рекомендации по составлению этих договоров, оптимальных для нашего клиента условий.  Услуги по сертификации, разрешительные документы, которые постоянно требуются как при таможенном оформлении, так и при дальнейшей торговле товарами на территории нашей страны. Наши филиалы, находящиеся в портовых зонах, предоставляют услуги  экспедирования в портах. Таким образом, мы можем организовать любые услуги, связанные с внешнеэкономической деятельностью.    На сегодняшний день группа компаний «Континент» насчитывает порядка 150 сотрудников. Для нас это не предел, я думаю, что в ближайшее время штат наших сотрудников будет только увеличиваться.  

- А каковы планы по развитию компании на ближайшие 5 лет?  

- Основная глобальная задача нашей компании на ближайшие 5 лет — выйти на уровень предоставления услуг по процедуре 3PL. Не секрет, что в западных странах с уже сложившейся традицией предоставления услуг подобного рода, 3PL — операторы являются основными и крупнейшими участниками рынка таможенно-логистических услуг. На данный момент времени в России, по сравнению с Евросоюзом и США, в полном объеме такая услуга практически не представлена. Попытки предоставлять эту услугу предпринимались некоторыми компаниями, но не имели большого успеха.   В связи со вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) у иностранных компаний появится интерес для того, чтобы услуги 3PL-операторов на территории нашей страны развивались в лучших традициях, которые существуют в Евросоюзе и США. Исходя из того, что услуга 3PL в нашей стране очень востребована, особенно для крупных участников ВЭД, мы пытаемся смотреть в будущее. А будущее однозначно за теми участниками таможенно-логистического бизнеса, которые смогут предоставить подобного рода услугу в лучшем качестве по всей территории нашей страны.    Процедура 3PL включает в себя не только проработку логистической составляющей и таможенного оформления товаров, поступающих на территорию нашей страны, но и работу непосредственно с поставщиками: формирование пакетов заказов, складскую логистику, работу с возвратами. Это очень тяжелый труд и соответствующие бизнес-процессы в нашей стране пока не реализованы. Придется начинать с нуля или пользоваться опытом других компаний западного образца, у которых подобного рода бизнес-процессы уже прописаны.   Кроме того, конечно же, мы думаем о дальнейшем увеличении нашего присутствия в других регионах нашей большой страны через открытие новых филиалов. На сегодняшний день у нас еще не до конца охвачена европейская часть страны, но особый интерес вызывает Сибирь и Дальний Восток, где планируется открытие наших представительств. Также интересно китайское направление, которое начнет осваиваться с открытием своего представительства непосредственно в Китае. Огромный товарооборот с этой страной, конечно же, подразумевает  интересные перспективы для дальнейшего развития.   Мы будем продолжать и в дальнейшем отслеживать ситуацию по текущей работе и по мере надобности продолжать совершенствовать качество предоставляемых нами услуг, расширять их ассортимент.

Материал на основе интервью для ИА «ПортНьюс», полностью доступен по ссылке: http://portnews.ru/comments/1405/?backurl=%2Fcomments%2Fs1%2Fp1%2F

 

Размещено: 12.08.2012

Заявка на услугу
Политика конфиденциальности