Континент
/
Полезная информация
/
Статьи, интервью и публикации
/
Практические аспекты таможенного оформления грузов в рамках проекта освоения Арктического шельфа: проблемы и пути решения

Статьи, интервью и публикации

Практические аспекты таможенного оформления грузов в рамках проекта освоения Арктического шельфа: проблемы и пути решения

Шевченко Геннадий Анатольевич, директор филиала Группы компаний «Континент» в Мурманске

В настоящее время в зоне Баренцева моря по трассе газопровода от Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ) проводятся комплексные морские - гидрографические и инженерно – геофизические изыскания. Научно-технические суда, проводящие разведывательные работы, помещаются под процедуру временного ввоза (допуска). Кроме того, гидрометеорологические автономные станции, предназначенные для проведения гидравлических исследований, также оформляются в соответствие с процедурой временного вывоза.

Целью инженерных изысканий является подготовка исходных данных по инженерно-геологическим условиям, необходимых для уточнения и принятия проектных решений строительства морского добычного комплекса и объектов обустройства ШГКМ в рамках технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.

В декабре 2011 года было принято решение об инвестировании и начале строительства не только самого газопровода, но и инфраструктуры: жилые помещения, заводы по производству сжиженного газа. Для работ по строительству непосредственно Штокмановского месторождения и береговой инфраструктуры, производственных мощностей по перекачке и сжижению природного газа российским и иностранным подрядчикам необходимо будет оборудование, техника, а также материалы. Более чем 90% из этого будет доставлено из-за границы, а, следовательно. Подвержено таможенному оформлению.

При реализации глобальных проектов, связанных с освоением Арктического шельфа, непосредственным участникам так или иначе приходится решать вопросы, требующие взаимодействия с представителями таможенных органов. Грамотно проработанная процедура таможенного оформления и соблюдение всех нюансов в конечном счете обусловит оперативность реализации Ваших проектов.

Опираясь на свой опыт работы в рамках проекта освоения Арктического шельфа, хотелось бы в общих чертах обозначить основные моменты, связанные с вопросами таможенного оформления.

    Недопонимание иностранным контрагентом требований по заполнению коммерческих и транспортных документов, а также необходимости предоставления документов и сведений:

Решением Комиссии таможенного союза № 257 от 20 мая 2010 года «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» были регламентированы правила заполнения деклараций на товары, перечни документов, необходимых для таможенного оформления, и т.д. Однако, даже в решении комиссии содержатся оговорки.

Итак, рассмотрим, общие положения:
Настоящая Инструкция о порядке заполнения декларации на товары (далее - Инструкция) разработана в соответствии со статьей 180 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - Кодекс) и определяет порядок заполнения декларации на товары (далее - ДТ).
Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены дополнительные требования по заполнению отдельных граф ДТ в зависимости от категорий товаров и заявляемых таможенных процедур.
Особенности заполнения отдельных граф ДТ в случаях, предусмотренных статьей 194 Кодекса, определяются таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, т. е. требования могут разниться. В разных странах – разные нормы и требования к заполнению инвойсов, к перечню документов отчетности. В связи с этим нередко возникают случаи, при которых иностранный контрагент просто не в состоянии понять, что от него хотят покупатели:

  • не вписан в счет номер договора,

  • нет печати иностранного юридического лица на каких либо документах, пересылаемых по эл. почте и т.д

Более того, довольно часто иностранных контрагентов повергает в уныние требование таможенных органов предоставить документы и сведения, такие как полную техническую документацию на товары, сведения об организации-продавце, вплоть до состава учредителей и бухгалтерского баланса.

Поэтому во избежание проблем в недопонимании рекомендуем иностранным контрагентам напрямую выходить на таможенного представителя для согласования с ним всего пакета необходимых документов. Таможенный представитель также, как и иностранный контрагент, представляет интересы клиента, а, следовательно, заинтересован в оперативном таможенном оформлении. Кроме того, есть возможность предварительного согласования с таможенными органами неоднозначных, сложных вопросов для того, чтобы привести их в соответствие с видением клиента, с одной стороны, и видением государства — с другой.

  1. Разногласия в толковании законов и подзаконных актов, возникающие вследствие несовершенства таможенного законодательства:

Хотелось бы обратить Ваше внимание на 2 нюанса, связанных с таможенными спорами и контролем товаров двойного назначения:

Таможенные споры - проблемы, сопровождающие внешнеэкономические взаимоотношения.  Основной причиной возникновения таможенных споров является несовершенство нормативно-правового регулирования и неопределенность пределов компетенции фискальных органов, позволяющее им применять по собственному усмотрению те или иные нормы в области таможенного регулирования. Например, корректировка таможенной стоимости (КТС). В правоприменительной практике Российской Федерации процесс определения таможенной стоимости товаров является до сих пор одним из наиболее сложных и конфликтных. Этому способствуют искаженное толкование закона правоприменителями и наличие множества оценочных категорий и понятий в современном законодательстве о таможенной стоимости и оценке товаров. К таким категориям относятся "стоимость, близкая к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени"; "идентичные товары, проданные по существу в том же количестве"; "гибкость при применении методов таможенной оценки" и т.п.

   Данная проблема регулярно возникает у декларанта при оформлении грузов в таможенном органе, что приводит к существенным финансовым потерям. В случае если ущемляются интересы предпринимателя, необходимо обращение в Арбитражный суд.  Все обращения в Арбитражный суд должны курироваться юристами, имеющими опыт в таможенной судебной практике. Как правило, такие юристы имеются в штате компаний-таможенных представителей. В случае если клиент обращается за помощью к юристам, не имеющим практики в таможенной юриспруденции, дела в большинстве случаев проигрываются.

Контроль товаров двойного назначения (двойного применения) — т.е. тех видов товаров, которые используются в мирных целях, но могут быть применены при создании оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки.

К таким товарам относятся отдельные виды сырья, материалов, оборудования, а также технологии и научно-техническая информация, которые могут быть применены при создании:

- вооружения и военной техники;

- ракетного оружия;

- ядерного оружия;

- химического оружия;

- бактериологического оружия.

Необходимость получения лицензии на такие товары определяется совпадением общих и частных признаков, предъявленных к таможенному оформлению товаров с общими и частными признаками товаров военного и двойного назначения. При этом основным общим признаком экспортируемого товара и объекта ЭК является код ТН ВЭД ТС, а частным признаком - конкретные значения характеристик, описательная часть, область применения этих товаров. На практике зачастую таможенные органы руководствуются, в основном, общим признаком – кодом ТН ВЭД ТС, упуская из виду частные признаки. Это в свою очередь влечет необходимость предоставления множества документов, и увеличение времени таможенного оформления.

Следовательно, рекомендуется заблаговременно готовить техническую документацию, описание, а также советоваться со специалистами и предварительно согласовывать пакет документов в таможенных органах. Предоставляя полную информацию таможенному представителю, Вы значительно сокращаете время процедуры таможенного оформления.

  1. Система управления рисками: плюсы и минусы

В действующем таможенном кодексе таможенного союза Системе управления рисками «СУР» отведена целая глава. В статьях главы 18 ТК ТС раскрываются термины связанные с применением СУР, цели применения СУР, объекты анализа рисков и принципы деятельности таможенных органов по оценке и управлению рисками.

СУР должна была стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации ВТО:

1. сокращение времени таможенного оформления;

  1. прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

  2. партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Однако, наряду со значительным количеством положительных сторон (большая прозрачность, предсказуемость таможенной службы, ограничение прав инспектора при осуществлении таможенного контроля, что явно снижает возможность должностных злоупотреблений) выявились и слабые стороны при применении СУР в настоящее время. Одной и самой важной из них является монополия ФТС России на утверждение профилей риска, которая, учитывая огромные масштабы нашей страны и довольно низкую техническую оснащенность отдельных таможенных органов (которая, как правило, тем ниже, чем больше расстояние от Москвы), делает данную систему довольно «неповоротливой» и неприспособленной к конкретным поставкам товаров в отдельно взятых регионах. При наложении нескольких факторов друг на друга увеличивается время таможенного оформления, выставляются запросы таможенного органа, которые просто не могут быть выполнены в конкретном случае (например – перемещение товара через таможенную границу без заключения внешнеэкономической сделки).

Всего вышеперечисленного можно избежать, если клиент-субъект РФ до ввоза товара получит консультацию у таможенного представителя, т. к. таможенный представитель знает перечень товаров, которые попадают под СУР и приложит все усилия для того, чтобы минимизировать риски.

  1. Права и обязанности таможенного представителя: на бумаге и фактически:

Статья 15 ТК ТС – права таможенного представителя

Статья 16 ТК ТС – обязанности таможенного представителя

Статья 171 ТК ТС - Операции с товарами, находящимися на временном хранении

В теории: «1. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения».

на практике – зачастую товары, доставленные судном, находятся на борту судна, в ЗТК. Требовать у декларанта обязательной выгрузки на СВХ – временные и финансовые потери, иногда исчисляемые миллионами рублей.

По факту - при подаче предварительной декларации на товары представитель, основывается на сведениях, предоставленных ему декларантом, фактически не имея возможности провести контрольные меры с ввозимыми товарами. При выявлении расхождений дела об АП заводятся на таможенного представителя, хотя существует статья Статья 16.7 КоАП РФ - Представление недействительных документов при таможенном оформлении – «Представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой - конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.» - таможенные органы как бы «забывают» о существовании такой статьи.

Вывод: более внимательно относиться к предоставлению сведений таможенному представителю, нанимать тальманов, сюрвееров для уменьшения рисков подачи недостоверных сведений.

  1. Логистика: сложности в оформлении отдельных видов товаров

Довольно часто возникают сложности, связанные с таможенным оформлением некоторых видов товаров в связи с изданием актов о «компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении отдельных видов товаров». К примеру, несмотря на то, что Мурманск находится на границе с Норвегией и Финляндией, ввозимую из-за границы технику и транспортные средства, необходимые для строительства и т. д., на которые в установленном порядке выдаются ПТС, ПШТС и ПСМ невозможно оформить в Мурманске в связи с Приказом ФТС России от 13.06.2007 N 721 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров" .

В данном случае Вам придут на помощь уполномоченные компании с развитой сетью филиалов, имеющие возможности таможенного оформления на постах Акцизной таможни. Такие компании имеют возможности удаленного выпуска, подачи ГТД в электронном виде при контроле сотрудником на таможенном посту, предварительное согласование пакета документов и т. п.

Таким образом, во избежание возникновения проблем, связанных с таможенным оформлением, необходимо обращаться к специалистам. Критерии выбора компании должны быть таковы: во-первых, наличие квалифицированных специалистов в области таможенного оформления; во-вторых, это должна быть компания, имеющая штат юристов, специализирующихся на таможенной юриспруденции (желательно с опытом работы в Арбитражном суде), и, наконец, компания с развитой сетью филиалов для возможности оформления товаров на постах Акцизной таможни.

 

Размещено: 12.09.2012

Заявка на услугу
Политика конфиденциальности